В Европе распространенность суицида среди мужчин примерно в три раза выше, чем среди женщин — таковы данные доклада Сети фактических данных по вопросам здоровья «Психическое здоровье, мужчины и культурные традиции», опубликованном Европейским региональным бюро ВОЗ.
Интересно, что при этом уровень распространенности депрессии среди женщин на 50% выше, чем среди мужчин. Но в то же время мужчины в три раза чаще совершают самоубийства, чем женщины. Специалисты ВОЗ считают, это может иметь прямую связь с влиянием маскулинности: зачастую именно нормы маскулинности не позволяют мужчинам распознавать у себя проблемы с психическим здоровьем и тем более обращаться за помощью.
Маскулинность — это совокупность качеств, по которым определяется мужчина. И это не только внешние признаки. Такие черты характера, поведение, как, например, агрессивность, стремление к успеху, желание победить — все это тоже расценивается, как проявления маскулинности.
И те мужчины, которые строго придерживаются традиционных норм маскулинности, реже делятся своими проблемами или обращаются за помощью. И как же им помочь? Об этом мы говорим с психологом центра РМОО «Встреча» в Минске Оксаной Чупринской.
— Что такое маскулинность с точки зрения психологии?
— Это некий образ мужественности, сложившийся в обществе и у носителей гендерной идентичности. Можно также сказать, что это социальный конструкт, который уходит корнями в коллективное бессознательное — выходец из архетипов, которые мы можем обнаружить в древних мифах, сказках, легендах и так далее. Они с детства учат нас, как жить, что правильно, а что — нет. И вот там мы видим устойчивую картину: он — сильный, храбрый, упорный, бьется и побеждает врагов; она — нежная, заботливая, слабая, ждет героя с войны.
На самом деле в каждом человеке есть и мужское, и женское. Но при воспитании одна часть обычно подавляется. Упрощенно говоря, если девочка — значит, платьица, куклы и розовый цвет. Это вовсе не значит, что в ней нет мужского — вероятнее всего есть! Но под давлением общепринятых норм оно вытесняется в бессознательное. Кстати, гомосексуалы в этом плане личности в чем-то более сбалансированные — они позволяют себе больше того, что обычно относят к женским ролям, поэтому обе части личности у них уравновешены.
— Тогда что такое токсичная маскулинность, о которой все сегодня говорят?
— Давайте не будем дискредитировать все понятие, маскулинность не так уж и плоха. Мы говорим скорее о токсичных установках, когда все мужское противопоставляется женскому. Например, мачизм — крайнее проявление маскулинности, нарочитая, выпирающая «мужественность», запрещающая мужчинам все «женское». Признаться в своей слабости — неприемлемо. Заботиться о себе — это для слабаков. Рассказать о своих трудностях — никогда, надо сжать зубы и перетерпеть.
Нетрудно представить, к чему приводят такие установки. Помимо суицидов, когда человек просто не выдерживает груза ответственности, это повышенная смертность от других факторов. Так, неумение заботиться о себе провоцирует деструктивное поведение — это и алкоголизм, и употребление наркотиков, и увлечение опасными видами спорта. Ведь рисковать своей жизнью — это так по-мужски. Неспособность рассказать о своих трудностях означает, что такие мужчины не обращаются к врачам — ни по поводу ухудшения здоровья, ни за, естественно, психологической помощью.
— Насколько установки токсичной маскулинности характерны для гомосексуальных мужчин?
— Это зависит от ситуации. Многие геи чувствуют себя вполне уверенно в мужской своей ипостаси — выглядят достаточно брутально, ведут себя соответственно и всем своим поведением показывают: я — мужчина! В паре они играют ведущую роль и — да, они могут также решить, что ответственны за все. В других больше женственности, что отчасти помогает им больше заботиться о себе, своем состоянии, в том числе психологическом. Среди моих клиентов много тех, кто считает, например, посещение психолога в случае каких-то проблем нормальной практикой. Однако есть другая проблема.
— Какая же?
— Прежде всего она касается закрытых гомосексуалов, тех, кто себя не принял. Когда непринятие себя совпадает с непринятием обществом или боязнью такового, это означает двойной прессинг. Ведь многие молодые люди, которые растут в семьях с гомофобными взглядами, долго сопротивляются принятию собственной ориентации, и, даже приняв ее, остаются закрытыми. Мне довелось помогать мужчине, который происходил из традиционной семьи, был религиозен. Конечно, осознать и принять себя как гея ему было крайне сложно. Все его представления о том, как правильно жить, говорили ему, что должна быть семья и семья непременно с женщиной. Его же влекли мужчины, но он не мог представить себя в однополой паре. В результате — серьезный внутренний конфликт и, как следствие, невротические симптомы. Таким путем и до депрессии себя можно довести. А могло быть и по-другому, ведь лишить себя жизни можно не только с помощью суицида. Убивать себя можно и косвенно: как мы говорили выше, это может быть деструктивное поведение — алкоголь, наркотики, рискованное вождение, экстремальный спорт.
— Герои из мифов, богатыри из сказок… Неужели мы до сих пор ориентируемся на эти довольно архаичные стереотипы?
— Конечно, изменения есть. Но нашему обществу, которое достаточно традиционно, меняться очень сложно. В Европе, например, это происходит быстрее. Но и там мужчины сейчас в некоторой растерянности: это нельзя, а что можно? Не случайны все эти вопросы, которые обыгрываются в том числе в рекламе: Is it OK for Guys? Нормально ли для парней плакать? Не хотеть играть в футбол? Бояться драк? Сбиты старые ориентиры, а другие пока не стали общеупотребительными.
— Но они все же появляются?
— Безусловно! Достаточно посмотреть, какие новые герои сейчас появляются в фильмах. Один из них — совсем не брутальный Ньют Саламандер из «Фантастических тварей». Критики признали его образцом новой мужественности, который показал: можно быть человечным, робким, можно жалеть врага и не хотеть победы любой ценой… И при этом оставаться настоящим мужчиной.
— Что можно посоветовать мужчинам, которые пока живут старыми стереотипами?
— Пересмотреть установки. И особенно одну из них, которая гласит, что мужчина — это «помогальщик», он должен помогать окружающим. А если позволит помочь ему, то его ранг в социальной иерархии понизится. Это не так, необходимо разрешать себе обращаться за помощью и даже просить о ней. По крайней мере, в визите к психологу в случае возникновения проблем нет ничего немужественного.
Кстати, вот еще интересная гипотеза для размышления. Ее высказал один зарубежный психолог, у которого сын — гей. Он отметил, что процент гомосексуальных мужчин в обществе почти одинаков — что в древности, что в современном мире он остается стабильным. Очевидно, что такие люди зачем-то нужны социуму. Идея в том, что миссия гомосексуалов — проявлять большую мужскую эмпатию, любовь, заботливость. В какой-то мере напоминать миру, что мужчина может быть иным.
Вы не можете скопировать содержимое этой страницы